Отзыв о круизе на теплоходе «А.И. Герцен» по маршруту Нижний Новгород → Ростов-на-Дону → Нижний Новгород

поделиться:

маршрут: Нижний Новгород → Ростов-на-Дону → Нижний Новгород

теплоход: А.И. Герцен (проект 588)

даты круиза: июль 2002 г.

туроператор: Транспортная линия


День первый. В день отплытия пришли на Речной, по поводу билетов договаривались с бывшей редактором "БВ". На теплоходе нас уже ждали, представили капитану и старпому. Сразу проводили в каюту. 103, самая последняя перед кормовым пролетом. Старпом сказал что ближе ничего нет пока. До Саратова все занято. Ну да ладно. Посмотрели теплоход, показали его провожающим. Теплоход сохранился неплохо для своего возраста. Чувствуется, что за ним все-таки следят. В тоже время видно, что теплоход транспортный, и на нем экономят. Похоже, зимой палубу не красили, и некоторые доски в корме на средней палубе подгнили. Поручни покрывали лаком во время рейса. Не все сразу, а частями. Половина высохла, потом вторую половину покрывают.

Только отошли из Нижнего, пошел я постель получать, старпом идет. Говорит свободна каюта 89, это первая двухместка, в середине, там потише. Перебрались туда. Все в каюте работало, цело было. Ничего не отваливалось. Правда, пару дней плохо работало радио. По всей палубе. Или совсем тихо или очень громко. Где-то замыкание было. После Самары все работало нормально.

Пытался записывать названия встреченных судов, но на канале - танкеры шли один за другим. Плюнул, записывал только пассажиров и что-то особенное. Да и каюта у нас была с правого борта. Неудобно, встречных не видно было.

При отправлении из Нижнего в порту был только "Тельман". Причем его гоняли то на рейд то обратно к причалу. Незнаю, может это связано с работой земснаряда было? Подходы к причалу углубляли.

Подходим к Пар. Коммуне. Дети команды гадают, будет теплоход в затон заходить или нет. Тут звучит команда - принять швартовы с теплохода "Герой Грошев" (типа "Озерный"). Буксир из затона идет, на нем куча народа. Наш теплоход сбрасывает скорость, швартуется посреди реки. Детей команды начинают пересаживать с теплохода на теплоход, несколько взрослых тоже пересело. Кучи вещей переправлены на буксир. Ну все московские покупки - велосипед, вентилятор, разные коробки. Через 5 минут мы продолжаем свой рейс. В 20.00 проходим Макарьевский монастырь. Все его фотографируют, снимают на видео.


День второй. Рано утром проходим Чебоксары. Опоздание 30 минут. Но остановку все равно делаем. Кто-то садится. Стоянка 5 минут. Мар.Посад проходим без остановки, никто не садится. Днем Казань. Опаздываем на 15 минут. Хотя может быть это и не опоздание. Оба причала заняты теплоходами, которые уходят в течение этих 15 минут. Фотографирую "Циолковского" и идем гулять в город. По сравнению с воспоминаниями 10 летней давности, город значительно похорошел. Особенно понравилась улица пешеходная. Покруче нашей Покровки будет.

Вечером Ульяновск. Тоже делаем остановку, хотя и опаздываем на 15-20 минут. Несколько человек село. Хотя довольно поздно, но весь народ на палубе.

Рано утром проходим Тольятти, тоже с остановкой, опять садятся. Жигули, народ на палубе с видео и фото техникой. У зеленой стоянки на рейде "Леся Украинка", "Пушкарев" и два 785 проекта. Причем интересно, у 785 по бокам стоят катера (ОМ или МО). Там что же катерами пассажиров высаживают? Днем Самара. Приходится тащится в гору пешком. Троллейбус, говорят, большой крюк делает. Пешеходная улица забита торговцами-челноками. И это в центре города! У нас лет 5-7 как такая торговля упорядочена, вынесена на рынки на пустыри. В порту "Гагарин" (немец), "Эстония" и на рейде "Гареев".

Вечером должна быть Сызрань. Но в судовом расписании ее нет. Также нет остановок в Городце, Юрино, Волгодонске. Говорят, не останавливаются там из-за сложного фарватера при подходе к причалам, и глубины там не гарантированные. Возможно, туда заходит теплоход только при наличие пассажиров? Но в Сызрань мы все же зашли.

Да, на причале висит расписание - там и "Герцен" указан. В город заходят кроме транспортников наш "Доватор", и два Уфимских пузыря "Гареев", и "Вахитов" кажется. Возвращаемся к теплоходу.


День третий. Саратов, техническая стоянка. Пришли чуть раньше расписания. Праздник Речного флота. Поздравления по радио. "Некрасов" стоит с флагами. После отхода поздравляли по радио одну из проводниц с юбилеем. Видимо она для команды банкет устраивала, но пьяных не видел в тот день. Вообще, за рейс лично видел только одного матроса, который выпимши был. Конечно же, не на вахте, и шел он к себе в каюту.


День четвертый. Волгоград. Гуляем по городу. Пришли в 7.30 вместо 9.00. В порту только "Невский" и "Рачков". Время отправляться. Опять стоим, очередное ЧП. Капитан и старпом идут с милиционером в сторону порта. У одного из матроса винтовка пневматическая была. Вот он по чайкам и стрелял. Промахнулся. А на набережной толпы купающихся. Вот в кого-то он и попал. Видимо довольно сильно. Задержались на 1.20. Ждали когда приедет опергруппа. Они погрузились на теплоход и мы поехали. На рейде перед входом в канал 4-5 танкера скопилось, и "Волго-Балт". Мы в ходим в канал без очереди. На канале - практически одни танкеры идут. В Ростов груженые, обратно пустые. За каждым шлюзом как минимум один теплоход - "Волганефть" или "Ленанефть" или "Нефтерудовоз". Иногда попадаются "Волжские" или "Волго-Доны". "6 пятилеток" или буксиров за все время встретилось 3-4 штуки всего.

На первом шлюзе следователи выходят. Владельца винтовки не нашли, только коробку от нее. Допрашивали всю команду - никто ничего не видел, ничего не знает. Да, винтовку, говорят, сразу вводу выбросили. Вроде без претензий – им (следователям) тоже это особо не нужно было, дружески прощаются со старпомом. Там в группе девушка была, так она говорит - как хорошо у вас тут, уходить не хочется. Ей спас жилет подарили. Они когда вышли, стали фотографироваться в этом жилете и с коробкой из под винтовки на фоне теплохода.


День пятый. Следующий день идем без остановок по Цимлянскому водохранилищу и по Дону. На "море" обогнали "Озерный" (чешский проект, старый еще) у него на буксире военный корабль. Что-то типа ракетного катера двухкорпусный такой. Ели ползут - не больше 2-3 км/ч.

Дон совсем узкий показался после Волги. Вечером прошли Константиновский шлюз, за ним море огней. 4-5 теплоходов в очередь на шлюзование стоят. Медленно движемся между ними. Вообще, на Дону и канале между танкерами проходили на расстоянии вытянутой руки.

А перед Константиновским шлюзом, пока еще не совсем темно было - так гнали... там поворот был крутой, не 90 градусов конечно, но все равно очень ничего. Так когда на скорости повороты там проходили, прямо крен чувствовался. Потом, на Дону очень много буев неосвещаемых. Вернее он должен светится, а "аборигены" его сломали. Часто приходилось включать прожектора, и искать буи. А когда еще и крутой поворот и перед тобой стена леса...


День шестой. Ростов, опять пришли чуть раньше. Стоянка весь день. Впечатление о городе двойное. С одной стороны центр вполне симпатичный - но с другой... Пассажирские помещения вокзала - совсем маленький зал. Очень темный. В других помещениях вроде мебельный салон.

Площадь перед вокзалом перерыта, ближний пешеходный мост через дорогу закрыт, к второму идти далеко. А по дороге машины как сумасшедшие летят. И вообще, такое ощущение - что в городе светофоров нет. У рынка такой сложный перекресток, и ни одного светофора. Железнодорожный мост разводной - когда его поднимают, сразу штук 10 судов проходит. Днем смотрю, идет теплоход "Арбат" (пр.19620) вверх по реке. Вечером перед отходом - его уже буксир на завод тащит. Своим ходом идти не может.

За все время на Дону и канале встретился только один "пассажир" - "Виктория". Вообще в Ростове такой разговор слышал между мужиками, которые швартовы принимали: «Ты что, не помнишь, что сегодня теплоход приходит, чего трап не приготовил». Пассажирский теплоход в Ростове - такая редкость...


День седьмой. По расписанию из порта должна быть остановка в Семикаракорске. Но стояли мы в Константиновске. Стоянка была на час дольше, чем по расписанию. Хватило времени и сходить в город, и искупаться. На Цимлянском водохранилище - попали в шторм. Не настолько чтобы качало, но ветер был сильнейший. На носу стоять невозможно было и двери на палубу с трудом открыть можно было. В трюме иллюминаторы заливало водой.


День восьмой. Следующая остановка - Ильинка. Пришли на 4 (четыре) часа раньше расписания. Стояли 9 часов. Проходили через "Викторию". Единственное пассажирское судно на Дону, которое встретилось. Палубы у "Виктории" действительно зеленые. Если сравнивать со схемами и фотографией начала 80-х - другие двери в пассажирском и грузовых пролетах, вроде более узкие стали. На судне кондиционеры стоят. Причем в носу главной палубы - на каждую каюту свой. Это где выход в общий пролет. А в сторону кормы от входа и вторая палуба - скорее всего общая система. Над окнами нет ничего, и двери в коридор держали всегда закрытыми. На верху бассейн сделали. Там же и столики стоят как в летних кафе. Все это прикрыто вместо тента маскировочной сеткой. В главном пролете до сих пор висит стенд с информацией кто такой Шишкин. А на часах надпись - КРП. Хотя на шлюпках и кругах Ростов-на-Дону. Теплоход принадлежит некой ООО "Анадырь". Если конечно это не арендаторы какие-то. Там рекламный листок был - название этого ООО и описание теплохода дальше. А у рубки большой плакат с рекламой этой фирмы. Там всякие туры в Турцию - Египет. Оценить загрузку д/э (прим.: дизель-электроход) не смог, когда мы пришли, они уже стояли, и когда отправлялись, они продолжали стоять. Теперь на "Виктории" только две шлюпки. На фото 1982 года их 4 было. Что интересно, в расписании указана Ильевка. А сам поселок называется Пятиморск. Съездили в Калач-на-Дону. Автобус ходит раз в час и стоит 6 рублей. А маршрутка - ходит каждые полчаса и стоит 5 рублей. Странно, обычно по ценам наоборот бывает. До города 10 минут езды.


День девятый. Снова Волгоград. Пришли на полчаса раньше. Стоянка проходит без приключений. Но кто-то из следователей вроде приходил к старпому. Удивительно, что в кассах на речном свободно лежит книга "Волга и волжское судоходство". Нигде ее в свободной продаже не видел. В порту много пассажирских судов. "Бажов", "Тимирязев", "Тельман", "Гладков", "Шаляпин", "Пташников", "Чкалов". Да, "Чкалов" с нами стоял, там объявляли - вторую смену приглашаем на ЗАВТРАК. Значит там вполне приемлемые цены! Шлюзовались одновременно 4 теплохода. Мы, "Пташников", "Тимирязев", "Гладков". Когда вышли на водохранилище устроили настоящие гонки. На первом месте оказался "Гладков". Он как разогнался - через час его и не видно было совсем. Перед нами были "Пташников", "Тимирязев" и ушедший на полчаса раньше "Шаляпин". Всех их мы сделали как стоячих. Уж как команда радовалась... Все свободные от вахты обсуждали в пролете как мы их обходим. Про "Гладкова" сказали, что его не обогнать, сказали, что у них движки форсированые(?). Может просто перебирали их недавно?


День десятый. Саратов. В очередной раз пришли раньше расписания. Гуляем по местному "Арбату". Часовая стоянка в Усовке. Вода уже холоднее чем на Дону. Вечером шлюзуемся в той же компании. Стояли в шлюзе довольно долго. Смотрели культурные программы на разных теплоходах. Больше всего мне понравился вечер на "Гладкове", на втором месте на "Тимирязеве". Потом на нем дискотека началась. На "Пташникове" поскромнее было. В Балаково опять не заходили. Очередные гонки. До часа ночи обогнали "Тимирязева". Слушали его дискотеку.


День одиннадцатый. Винновка - собралось четыре теплохода. Все волжские. Те же что и всегда, плюс "Тельман". Вечером Самара. Гуляем по городу. При выходе проходили через "Пушкарева". Что бы не говорили - но круто его переделали. Мне понравилось. К тому же единственный теплоход, где видел сувенирный киоск. Раньше на носу была надпись просто "Пушкарев". Объемными буквами. Теперь сверху краской приписали "Капитан". Извращенцы...

Мы стояли третьим бортом, и пришлось выпускать теплоходы. Наш "Герцен" круг по рейду сделал. Кроме "Пушкарева" в порту были "Тельман", "Суворов", "Шаляпин" и "Алабин".

Ночью Тольятти. Пришли с опережением минут на сорок. Час стояли. После Самары вечера стали холодные, пришлось доставать теплую одежду и закрывать окна. Даже на берегу в городе холодно. В порту наблюдали салют. Народ удивляется - по какому поводу? И солидный салют! Потом смотрим, к нам швартуется "Шаляпин" - а он снами шлюзовался, и ушел вперед. А тут подходит со стороны шлюза... Матрос с нашего теплохода рассказал, в Самаре на него села группа больших шишек каких-то, из серьезной фирмы. Дошли до Тольятти, посмотрели салют - это для них оказывается было. Теплоход стоял напротив места где салютные установки были. Потом подошел, высадил десятка два солидных людей, потом каких то детей, и пошел дальше по маршруту (с пассажирами).


День двенадцатый. Рано утром Ульяновск. Стоянка час. В город идти не успеешь, а в порту делать нечего. Удивило, что от Казани до Ульяновска "метеор" ходит. Но не каждый день, а в определенные числа. Местные три "метеора" стоят на стенки грузового порта. В ковше полуразобранный "ОМ-401" (списанный) стоит. Единственное, что работает из местного флота - "Московский-20". Совершает прогулочные рейсы.

Вечером Казань. Опять гуляем по городу, по пешеходной улице. На теплоход возвращаемся заранее, неизвестно, как транспорт вечером ходит. В порту готовятся к отправке вниз сразу два теплохода - "Пташников" и "Тельман". На обоих полно народа. Может, конечно, не 100% загрузка, но близко к этому. Вечером чуть потеплело, на ходу не пришлось теплые вещи одевать.


День тринадцатый. Чебоксары. Самый красивый город. За 10 лет очень изменился. Такую красивую набережную построили. Трое чуть не опоздали. Вскочили на теплоход, когда трап уже убрали, и пролет хотели закрывать. Они поехали сначала на экскурсию, а потом по магазинам. От троллейбуса, они ловили машину, чтобы к причалу довезли. Иначе не успели бы. В грузовом порту на берегу "метеоры" стоят. В тот же день заходим в Козьмодемьянск. Только вышли в город, как начался такой ливень! С берега теплоход видно не было, стена воды непрозрачная. Правда, быстро кончился. Вечером на ходу опять стало холодно. Народа на теплоходе совсем мало осталось. В 23.00 приходим в ППК. Стоянка два часа. Кто домой поехал, кто в машины грузится. К кому-то на тракторе приехали. Долго разгружались. Всякие соленья, компоты, варенье, коробки. Кто-то даже мебель выгружал. Это надо было видеть. В час ночи отправляемся.


День четырнадцатый. В 5 утра, когда проснулся, мы уже стояли у заправщика на Нижегородском рейде. Ровно в 6 пришвартовались в Нижнем. Прощаемся с капитаном. Да, самая большая загрузка у теплохода была на участке Волгоград - Ростов. Почти все каюты заняты были, даже и первый класс. Вообще по дороге в Ростов загрузка была больше. Трюм и главная палубы были под завязку. И одноместные на третий палубе тоже полные были. Места были в 1 (двухместки), 1А, 1Б классах. Много москвичей вышло в Ростове, что бы обратно поездом ехать. А после Чебоксар совсем мало народа было.



Отзыв о теплоходе:


ТЕПЛОХОД. Для своего возраста теплоход сохранился, на мой взгляд, очень неплохо. Хотя доски палубы в некоторых местах подгнили. Но такое было только на корме и не слишком много. Палубу зимой, похоже, не красили. Как всегда на транспортниках экономят. Поручни покрывали лаком в рейсе. Постепенно. День один борт, день другой, третий в носу и трапы. Каюта была 2А класса, на главной палубе. В каюте все было нормально, все светильники работали, ничего не отваливалось. Первые три дня плохо работало радио. Или совсем тихо, или очень громко. Видимо не только у нас, а вообще по всей палубе. После Самары все исправили.

ПИТАНИЕ. В ресторан не ходил. Цены запредельные. Может по московским меркам и терпимо, но для меня... Щи-50 руб. Второе, самое дешевое-75 руб. Яйцо вареное-4 руб. Плюс салат какой-либо и питье, выходило под 200 руб. Это только обед. Вся проблема в директоре ресторана. Говорил с одним из пом. механика, он рассказал, что эту директоршу уже с нескольких теплоходов выгоняли. Больше навигации нигде не работала. Цены завышает, старается себе урвать побольше. В нашем рейсе она официантку из нижнего ресторана (бара) уволила по надуманной причине. Ставку себе взяла. В ППК слышал разговор капитана с кем-то из персонала ресторана. Капитан убеждал девушку до конца навигации доработать, не уходить. А ей видимо очень не хотелось с таким директором работать. Команде тоже не нравилось как готовят им - однообразно и дорого. Говорили, лучше отдайте нам деньги колпитовские, мы сами прокормимся.

МАРШРУТ. Маршрут стандартный для транспортной линии. Нет заходов в Городец, Юрино, Сызрань, Волгодонск. Эти остановки вообще не указаны, не знаю, может только на "Герцене" так... Вместо Семикаракорской остановка в Константиновске. Прибытие в Ильевку по расписанию 12.00 до 16.00. В тоже время в Сызрань мы зашли, причина была. На пристани расписание висит, в том числе, и по Ростовской линии. Может это идея команды не заходить на эти пристани. Про Юрино, Сызрань и Волгодонск говорили, что там подход к причалу сложный. Возможно, заход только когда кто-то садится - выходит.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ. Опоздали только один раз на 15 минут в Казань, когда шли вниз. Еще было опоздание в Усовку, но тут из-за "Гладкова" опоздали, он отходить должен был, и мы ждали пока он отойдет. В остальных городах приходили или с опережением, или строго по расписанию. В Волгоград пришли на 1,5 часа раньше, в Ильевку на 4 часа раньше. В Тольятти на 40 минут раньше.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Практически никаких. Дискотека на корме. Там команда в основном была и малолетки. Собственно музыка играла там, а танцевать это вряд-ли. Потом несколько раз видеофильмы показывали, для детей.

ЭКСКУРСИИ. Экскурсии предлагались в Казани, причем при движение и вниз, и вверх. В Самаре тоже экскурсии предлагали. Еще в Чебоксарах и Козьмодемьянске. В остальных городах ничего не предлагали. В Ростове сказали, что невыгодно к теплоходу автобус подгонять, экскурсоводу платить. Теплоходы раз в 10 дней приходят, если бы хотя-бы через день. Не хотят в Ростове зарабатывать просто.

ПУТЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Стандартные записи 70х годов. Радист пожилой мужчина, так что объявления даже об отходе были не очень. Расписание на теплоходе было только в главном пролете. На "Октябрьской Революции" были на каждой палубе по две штуки.

ЭКИПАЖ. Вполне хороший, доброжелательный. Убирались каждый день, в том числе и ручки каютные чистили регулярно. Спрашивали, нужно ли убираться в каютах. На других транспортниках я такого не видел.


В целом рейс очень понравился, и все было на неплохом уровне.


Дмитрий Илескин


Написать свой отзыв →


Внимание!
Администрация сайта не имеет отношения к автору отзыва.
Данный отзыв может содержать неверные сведения, искажения фактов.
Данный отзыв отражает только субъективное мнение автора, которое может быть неверным.


поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.